Понятия со словосочетанием «цифровая революция»
Цифровая революция (англ. Digital Revolution) — повсеместный переход от аналоговых технологий к цифровым, начавшийся в 1980-х годах и продолжающийся в первые десятилетия XXI века; коренные изменения, связанные с широким распространением информационно-коммуникационных технологий, начавшимся во второй половине XX века, и ставшие предпосылками информационной революции, которая, в свою очередь, предопределила процессы глобализации и возникновения постиндустриальной экономики. Основные движущие силы...
Связанные понятия
Информационная эра (англ. Information Age, также известная как эра компьютеров или информационная эпоха (электронная эпоха)) — продолжающийся период в истории человечества, характеризующийся глобальным сдвигом от традиционной индустрии, установленной индустриальной революцией, к оцифровыванной, компьютеризованной индустрии, основанной на трансфере информации. Также эра характеризуется широкими возможностями для отдельных лиц свободно передавать и принимать информацию и мгновенным доступом, как к...
Информационная революция (англ. Information Revolution) — метафора, которая отражает революционное воздействие информационных технологий на все сферы жизни общества в последней четверти XX столетия. Это явление интегрирует эффекты предшествующих революционных изобретений в информационной сфере (книгопечатание, телефония, радиосвязь, персональный компьютер), поскольку создает технологическую основу для преодоления любых расстояний при передаче информации, что способствует объединению интеллектуальных...
Хронология основных событий в истории фотографии. Изобретения и открытия, оказавшие наиболее сильное влияние на развитие технологии.
Коммодификация аудитории (от англ. commodity – товар, произведенный для реализации) — социологическая концепция, изучающая процесс придания аудитории массмедиа товарных качеств, свойств товара, произведенного для купли-продажи. В результате этого процесса СМИ встраиваются в капиталистическую рыночную экономику. Концепция коммодификации аудитории была выдвинута в конце 1970-х годов американским ученым Д. Смайтом.
Трансгуманисты — люди, являющиеся сторонниками философского движения и направления трансгуманизма.
Старые медиа — это средства массовой информации, которые доминировали в медиа-пространстве до начала информационной эры. Примерами старых медиа являются печатные газеты и журналы, телевизионные программы, радиопередачи и т.д.
Киберкультура (англ. cyberculture) — вид современной массовой культуры, основанной на использовании возможностей компьютерных игр и технологий виртуальной реальности. Часто к киберкультуре, относят любые её отражения в дизайне, моддинге, литературе и киноискусстве.
Информационный хайвей (информационная магистраль, Information superhighway, infobahn) — термин, популярный в 90-е годы. Обозначал революционное развитие информационных сетей, в частности Интернета. Введен Альбертом Гором.Под информационным хайвеем подразумевалось цифровое средство двусторонней связи на базе компьютерных технологий и волоконно-оптических линий связи, способных пропускать сигнал со скоростью во много раз большей, чем модемные онлайновые системы начала 90-х годов. Это позволило бы получить...
Циклы Шмихулы — долгосрочные циклы технологического прогресса, являющиеся частью долгосрочных экономических волн. Они являются ключевым понятием теории технологического прогресса словацкого политолога Даниэля Шмихулы (Daniel Šmihula).
Демассифика́ция (от англ. demassification) — процесс, противоположный массификации, исчезновение признаков массовости. Термин был впервые употреблен футурологом Элвином Тоффлером в книге «Третья волна» для описания тенденций, характеризующих постиндустриальное общество «третьей волны». В первую очередь связан с трансформацией информационных потоков и информационной структуры и распадом массового общества.
Футурошок/футуршок (англ. Future Shock) — шок будущего, защитная психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса. Термин введён американским социологом и футурологом Элвином Тоффлером в статье, опубликованной в «Horizon» в 1965 году.
Конвергенция в медиаиндустрии — процесс интеграции традиционных и новых медиа, который сопровождается дублированием контента и/или созданием альтернативных медиаплощадок.
Цифровой маркетинг (англ. digital marketing, диджитал-маркетинг) — общий термин, используемый для обозначения таргетивного и интерактивного маркетинга товаров и услуг, использующего цифровые технологии для привлечения потенциальных клиентов и удержания их в качестве потребителей. Главными задачами цифрового маркетинга являются продвижение бренда и увеличение сбыта с помощью различных методик. Цифровой маркетинг включает в себя большой выбор маркетинговых тактик по продвижению товаров, услуг и брендов...
Термин «
сетевое общество» описывает несколько различных явлений, связанных с социальными, политическими, экономическими и культурными изменениями, вызванными распространением сетевых, цифровых информационно-коммуникационных технологий. Многим академикам (см. ниже) приписывают введение это термина после 1980-х. Происхождение термина берёт начало в работах ранних социологов-теоретиков, таких как Георг Зиммель, который проанализировал эффект модернизации и промышленно развитого капитализма на примерах...
Социология Интернета — это относительно молодое направление в развитии социологии, объектом исследования которого является анализ существующей в обществе информационной среды, а предметом изучения — аудитория Интернета и формы социо-культурного взаимодействия между людьми при обмене информацией.
Виртуальное искусство — термин, описывающий феномен виртуализации искусства в области технических средств массовой информации, возникших в конце 1980-х годов (в некоторых случаях немного раньше). Они включат в себя такие виды человеко-машинного интерфейса, как стереоскопические очки и экраны, цифровая живопись и скульптура, объёмный звук, перчатки и костюмы виртуальной реальности, датчики положения в пространстве, системы обратной связи и т. д. Поскольку виртуальное искусство охватывает широкую область...
Новые СМИ или новые медиа (англ. New media) — термин, который в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей контента с потребителями для обозначения отличий от традиционных медиа, таких как газеты, то есть этим термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций. Конвергенция и мультимедийные редакции стали обыденными элементами сегодняшней журналистики.
Клиповая культура (англ. clip culture) — термин, предложенный Элвином Тоффлером для описания культуры развитых стран, определяемой господством свойственного для средств массовой коммуникации способа представления и восприятия информации. Особенности клиповой культуры — мозаичность и фрагментарность образа, его яркость и кратковременность, быстрая смена другими; алогичность, разрозненность, отрывочность информации, растворение её целостных моделей. В российских источниках для обозначения особенностей...
Медиатекст (от лат. media textus «средства, посредники + ткань; сплетение, связь, сочетание») — сообщение, текст любого медийного вида и жанра. Понятие медиатекст возникло в XX веке в связи с бурным развитием средств массовой коммуникации (медиа), когда на смену традиционному печатному тексту пришли новые разновидности текстов, связанные с кинематографом, радио, телевидением, видео, интернетом, мобильными телефонами и т.д. Понятие медиатекст широко употребляется в медиаобразовании, в медиакритике...
Трендвотчинг (Трендвочинг) — это практика регулярного отслеживания потребительских и индустриальных трендов, применяемая компаниями для создания инновационных продуктов, услуг и коммуникаций. Трендвотчинг позволяет выделить закономерности в поведении и предпочтениях потребителей, чтобы увидеть новые возможности для создания инноваций. В некоторых источниках трендвотчинг называют трендспоттингом или кулхантингом.
Посткомпью́терная э́ра (посткомпьютерная эпоха; англ. Post-PC era) — тенденция рынка, наблюдающаяся с конца 2000-х и в 2010-х годах — характеризующаяся снижением продаж персональных компьютеров в пользу так называемых «посткомпьютерных устройств» — мобильных устройств, по простоте интерфейса приближающихся к бытовой технике, таких как: смартфоны, интернет-планшеты и другие планшетные компьютеры, а также мобильные, носимые и вездесущие компьютеры.
Веб-устройство (англ. Web-device или Web-устройство, или устаревший термин: англ. Internet appliance) — цифровое устройство (не только компьютер), имеющее возможность быть постоянно подключенным к сети интернет и используемое для взаимодействия с какими-либо веб-службами. Большинство современных веб-устройств предоставляют удобный способ запуска веб-приложений и веб-серфинга (просмотра веб-сайтов и веб-страниц во всемирной паутине).
Компьютерная революция (революция микрокомпьютеров, революция персональных компьютеров, цифровая революция) — одна из составляющих научно-технологической революции второй половины XX века. Началом компьютерной революции считается широкое внедрение их в обиход (т.н. компьютеры третьего поколения или Персональные компьютеры), тогда как период их изобретения в 1930-1970-х называется "нулевым циклом". Одним из значимых результатов компьютерной революции является появление информационного общества. Важными...
Метамедиа или метамедиум — (media лат., мн.ч. от medium - средство, посредник) термин, появившийся в XX веке, который подразумевает под собой всеобъемлющее, повсеместное распространение средства массовой коммуникации, которое в своей роли превосходит другие, является главным. Оно определяет, как и что именно будут передавать другие средства массовой коммуникации, а также определяет, как именно люди будут получать ту или иную информацию.Метамедия задаёт обществу определённую модель восприятия информации...
Медиа-дизайн — это создание принципиально новой среды коммуникаций. Медиасреда многопрофильна по тематике и вариативна по технике продвижения, поэтому в профильный ряд медиадизайна попадают веб-дизайн, арт-дизайн, ланд-дизайн, теледизайн. Подвижность современного медиапространства позволяет применять новейшие методы и технологии для организации новых сред общения и взаимодействия, способных вызвать резонанс в обществе.
Торонтская школа коммуникаций (англ. Toronto School of communication theory) – научная школа в теории коммуникаций, занимающаяся изучением понятия «медиа», а также его влияния на экономическую, политическую и социальную сферу жизни общества. Свое название эта школа получила благодаря тому, что основные представители этого направления – Гарольд Иннис и Маршалл Маклюэн – работали в Торонтском университете. Маклюэн преимущественно изучал психологические и физиологические эффекты СМИ, в то время как...
Геоконтент (от англ. geography — география и content — содержание, суть) — это информация, которая представляет ценность для конкретной аудитории в зависимости от её текущего или предполагаемого расположения, и порождается интеграцией данных из географической информационной системы и источников не пространственных данных.
Конверге́нтная журнали́стика (англ. Convergence journalism) — это результат слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Сегодня современные медиа-компании расширяют свой спектр информационных и развлекательных продуктов и используют при этом «новые» формы подачи медиапродукта: онлайн газета, радио в интернете, веб-телевидение.
Медиакомпетентность — результат медиаобразования, уровень медиакультуры, обеспечивающий понимание личностью социокультурного, экономического и политического контекста функционирования медиа, что свидетельствует его способности быть носителем и передатчиком медиакультурных вкусов и стандартов, эффективно взаимодействовать с медиапространством, создавать новые элементы медиакультуры современного общества.
Технологические изменения — термин, используемый для описания общего процесса создания, рационализации и распространение технологий или процессов. Термин является синонимом технологического развития, технологических достижений и технического прогресса. По сути — это создание технологии (или технологического процесса), непрерывный процесс совершенствования технологии (во время которого она часто дешевеет) и её распространения (диффузия) в промышленности и обществе.
Дотком (англ. dotcom, dot-com, также dot.com; от англ. .com) — термин, применяющийся по отношению к компаниям, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в рамках сети Интернет. Возник и получил распространение в конце 1990-х гг. в момент бума на интернет-бизнес. Термин произошёл от англ. dot-com («точка-ком») — домена верхнего уровня .com, в котором зарегистрированы преимущественно сайты коммерческих организаций.
Дромолóгия — теория скорости французского философа и архитектурного критика Поля Вирильо, основной идеей которой является понимание скорости как репрезентации работы социально-политической машины, обладающей разрушительной силой. Концепция дромологии впервые рассматривается в труде «Скорость и политика» (1977) Поля Вирильо, а далее теория развивается в сочинении «Информационная бомба» (2000).
Подробнее: Дромология
Мультимедийная журналистика - направление в современной журналистике, в основе которого лежит распространение контента через два и более каналов коммуникации или в нескольких форматах через сеть Интернет.
Подка́стинг (англ. podcasting, от iPod и англ. broadcasting — повсеместное вещание, широковещание) — процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов (подкастов) в стиле радио- и телепередач в Интернете (вещание в Интернете). Как правило, подкасты имеют определённую тематику и периодичность издания.
Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.
Корпоративная социальная сеть — это аналог социальной сети с её функционалом, но созданная для удовлетворения бизнес-потребностей. Это профессиональная социальная сеть, решающая задачи организации и сопровождения деятельности компании.
Подробнее: Корпоративные социальные сети
Маркетинг в социальных сетях (англ. Social Media Marketing, SMM) — это полноценный маркетинг, а не только продвижение через различные социальные платформы. Social Management является частью маркетинговой и коммуникационной стратегии.
Онлайн-работа (от англ. online — на линии, на связи) — работа, доступная для широких масс населения, использующая главные достоинства Интернета (быструю связь, повсеместную доступность и многозадачность), превращая их совокупность в виртуальное рабочее место — онлайн-офис.
«Информационная перегрузка» — термин, описывающий трудности понимания проблемы и принятия решений, причиной которых является избыток информации.
Просью́мер (англ. prosumer, от professional либо producer + consumer — «профессиональный потребитель» либо «производитель-потребитель») — человек, который принимает активное участие в процессе производства товаров и услуг, потребляемых им самим. В обществе просьюмеров смазываются границы между обладателями средств производства и конечными покупателями, между рабочим местом и жильем. Термин «просьюмер» иногда переводят как «производитель для себя».
Таргетированная реклама - это форма онлайн-рекламы, в которой используются сложные методы и настройки поиска целевой аудитории в соответствии с заданными параметрами, характеристиками и интересами пользователей, релевантными для определенных товаров или услуг, которые рекламирует рекламодатель. Эти параметры настроек могут быть либо демографическими (ориентированные на национальность, экономический статус, пол, возраст, уровень образования, уровень дохода и занятость), психографическими (основываться...
Активный потребитель — потребитель, вовлеченный в процесс улучшения и производства продукта. Контент или продукт, произведенный потребителем называется пользовательским контентом. Википедия также является сборником пользовательского контента.
Виртуальная реклама — реклама, размещаемая в телеэфире без прерывания трансляции. В основе виртуальной рекламы лежат цифровые технологии, позволяющие интегрировать аудиовизуальное сообщение, отсутствующее физически в студии, в программный телеэфир.
«Культурный софт» (Cultural Software) - концепция, представленная Львом Мановичем, исследователем цифровых медиа, профессором Высшей школы Городского университета Нью-Йорка, согласно которой программное обеспечение является универсальной логикой, которой подчинено большинство культурных процессов. Под «культурным софтом» понимаются те типы программ, которые поддерживают производство практик, объединённых понятием «культура». В концепции «Культурного софта» объектом исследований выступает программное...
Контент-маркетинг — совокупность маркетинговых приёмов, основанных на создании и/или распространении полезной для потребителя информации с целью завоевания доверия и привлечения потенциальных клиентов. Контент-маркетинг подразумевает подготовку и распространение высококачественной, актуальной и ценной информации, которая не является прямой рекламой, но которая косвенно убеждает аудиторию принять необходимое распространителю решение. Примеры такой информации: общая ситуация в данном сегменте рынка...
Трансмедийное повествование — технология рассказа истории или представление повествования посредством использования мультиплатформ и кросс-медийных сериальных изданий. Иначе говоря, метод рассказа и представления единственной истории или опыта её переживания сквозь множественные платформы и форматы цифровых технологий. Не стоит путать это понятие с традиционными формами кросс-платформ как медиа-франшиз, сиквелов и адаптаций к произведениям.
Цифровой детокс (англ. Digital detox) — период времени, когда человек сознательно отказывается от использования смартфонов, компьютеров, планшетов и других устройств с целью снятия стресса, погружения в реальное общение, творчество или работу.